kostuhina (kostuhina) wrote,
kostuhina
kostuhina



Оля ovaleeva поделилась на фб любопытным текстом, есть над чем подумать. Но как его сохранить и поделиться, я не придумала способа лучше, чем утащить (а фб я не доверяю, он жрет все, что важно сохранить)
Прячу под кат. Там про художников и работу, сложно в двух словах объяснить))



Отсюда: https://www.facebook.com/tatiana.papusheva/posts/10209529673757387

Почему художник заканчивается.

Недавно часть моей френдленты обнаружила работы художника Андрея Петрухина.
Все работы - 2010-2011 года. Блестящий взлёт, участие в престижнейших выставках. И потом - всё. Тишина. С человеком всё в порядке, жив, здоров, устроился заниматься веб-дизайном и раскрашивает деревянных лошадок.
И публика в обсуждении такая удивленная: "Ну как же так то?". И такая: "Интересы в жизни изменились". И (разумеется, от коллеги-художника): "Художник - талантливый, замечательный, но молодой и не раскрученный, отказался от своего дара и предпочел полунищенскому существованию устойчивый бизнес ремесленника"

Мне, как и любому художнику, довольно легко понять, что произошло у Андрея. Но я вижу из обсуждений, что широкая публика, часто не знает, что и как происходит. Как художники перестают быть художниками. Я думаю, стоит сорвать некоторые покровы с ремесла. Рассказать, как художник принимает решение отказаться от призвания и уйти в офис. Речь сейчас не об Андрее, или о каком-то другом конкретном человеке. А о ситуации в искусстве и масскультуре, как в индустрии, в целом.
Сразу оговорюсь, частично, это и моя ситуация, но, надо сказать, нам и нашему проекту уже несколько больше повезло, чем в среднем по больнице.

Вряд ли я сейчас открою большой секрет, но все же, факт: большинство художников, известных не своими заказными работами для крупных компаний (т.е. дизайном персонажей для "Звездных Войн", например) а личными проектами (например компьютерной игрой Neverhood), живут не с этих проектов. Это особенно верно для проектов русскоязычных. У нас авторы целой серии известных комиксов, со стажем активного рисования более десятка лет, могут собирать по 6 долларов на патреоне. В этой ситуации художника поддерживают чужие ресурсы. И, тут, по большому счету, есть два варианта - это может быть семья (поинтересуйтесь, как-нибудь, на досуге родственниками создателей популярных онлайн-школ рисования) это могут быть зрители\почитатели\доброжелатели - но их должно быть реально много и они должны быть очень щедры. И если ничто из этого не вариант, то художник идет искать работу. Или фриланс, который тоже работа, только в случае художника, как ни парадоксально, может быть еще хуже (почему - объясню дальше). И вот тут сторонний зритель без опыта в сфере видит парадокс. Который можно сформулировать так: "Почему такие талантливые люди себя не продвигают, ведь у нас тут интернет и география вообще не вопрос?". Изнутри-то всё ясно, так что я сейчас быстренько объясню, почему.

Сразу - еще факт. Читатели, почитатели таланта, друзья и доброжелатели обычно несколько отличаются от самого художника. Обычно это люди с условно стабильной работой в условной конторе, которые, условно, могут себе позволить выйдя с работы положить мозг в карман. А в выходные они имеют возможность отдохнуть. Например, поехать на шашлыки с друзьями. Они всегда зовут художника с собою на шашлыки, они хорошие друзья. Но приглашения художник принимает довольно редко.

Во-первых, как уже сказано, к определённому моменту художник обычно уже тоже кем-то работает. Только получается что это, минимум, две смены: Первая смена - дизайнером в том же офисе, или художественным фрилансером, или клерком в конторе, или учителем, или курьером, или программистом. А вторая смена - это то свободное время, которое художник покупает на деньги, заработанные на "настоящей" работе, как у всех. Это свободное время только для работы над своим личным проектом. Друзья, конечно, расстраиваются и не очень хорошо понимают, почему художник не хочет шашлыков. Но те же самые друзья любят художника, любят дело его рук, и регулярно эту любовь выражают, спрашивая про ход работ. Со временем, конечно почитателей у проекта становится больше, чем друзей. Появляются среди них и покупатели. Но чтобы продать одну картину, или один проект, или одну позицию комиксного мерчандайза, показать её надо минимум тысяче человек. И это третья смена, которую предлагается взять на себя художнику.

Во-вторых, если художник - счастливый обладатель проекта, не приносящего пока денег, но уже принесшего какую-то популярность автору, большая часть разговоров на шашлыках будет крутиться вокруг монетизации. "Тебе надо учиться себя продавать" - скажут и друзья, и просто фанаты в интернете. И потом долго, подробно и многократно расскажут, художнику, как зарабатывать на его искусстве. Как продавать себя. Как поработать в четвертую смену в дополнение к тем трем, что художник уже работает, зарабатывая деньги, рисуя картины, а потом донося их до зрителя. Фрилансерам еще тяжелее, основная проблема фриланса - то, что он, обычно, сам по себе - две рабочих смены. Ты и внутри фриланса должен быть сам себе и художник и CEO. В какой-то момент от этой нагрузки люди устают и ломаются. И им, то есть нам, тоже начинает остро хотеться выходить с работы, и класть мозг в карман до следующего утра. И я их очень понимаю. Я иногда тоже они.

Потому, что художник тоже не дурак без инстинкта самосохранения. Он не особо хочет работать в третью смену. И в четвертую тоже. Если бы он получал достаточно денег, чтобы прокормиться со второй, он первую бы на себя не брал... Но в интернете (рунете, по некоторым, уже не раз обсуждавшимся причинам особенно) искусство - увы, практически никогда не приносит денег само по себе. И в этой ситуации, когда вам хочется дать художнику советы о необходимости коммерческого самопередвижения стоит понимать, что это совет поработать в четвертую\пятую смену. Потому что, когда вы картинку увидели и показали соседу - автор свою работу по производству и пиару уже выполнил. Он сделал всё, что мог. Он донес себя до вас. Он, возможно, сделал вашу жизнь чуточку приятнее и интереснее. И сделал он это сверхурочно. И для вас - бесплатно.
Чаще всего озвученные идеи звучат так, как будто советчик предлагает художнику работать сорок часов в день. Хотя сам доброжелатель при этом обычно работает не больше сорока часов в неделю. На исполнение идей у автора просто нет, и не будет времени.

При этом поддержать художника достаточно легко, и это может сделать практически каждый.

Что для этого нужно? Если чьи-то работы, чей-то личный проект вам действительно нравятся, в следующий раз, когда вам захочется поделиться с художником идеей о том, как ему получше продать себя, подумайте - не можете ли вы осуществить эту идею сами, не привлекая ресурсов самого художника? Художникам, работающим над собственными проектами нужна поддержка. Всегда. Кому-то больше, кому-то меньше. Но нужна. Это не обязательно деньги - это может быть помощь в этом самом продвижении, предложения сотрудничества за процент прибыли, или дешевое\бесплатное помещение под выставки, и многое, многое другое. Важно помнить что поддержка личным художественным проектам нужна, и особенно нужна прямо сейчас, не потом. Потом - мы можем получить веб-дизайн и деревянных лошадок вместо прекрасных картин.

P.s. И еще хочется особо сказать, что любой мало-мальски раскрутившийся, ставший известным, и заработавший хоть какие-то деньги своим создателям личный проект - это всегда еще и вопрос везения. И вы можете стать его проводником. Доллар доната в месяц, предзаказ на книгу, стоимость чашки кофе, отправленная на кикстартер - или демонстрация работ полюбившегося художника знакомому владельцу фирмы, бизнесмену, агенту или владельцу рекламной студии может спасти и проект и художника.

Этим постом я начинаю новый тег #как_любить_современное_искусство

Tags: #как_любить_современное_искусство
Subscribe
promo kostuhina july 16, 2015 18:31 Leave a comment
Buy for 20 tokens
Привет! Этот пост - вечно меняющийся и вечно висящий в моем промоблоке. Тут я вешаю все самые актуальные новости, а актуально для меня сегодня - это распространение информации о собственном проекте, нашей с Марией мастерской изделий из дерева VZBRELO) Приглашаем всех к нам - тихо и мирно, в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments